Культура
Архитектура и изобразительное искусство
Древнейшие памятники искусства на территории Туниса
восходят к капсийской культуре. От финикийской эпохи сохранились развалины
храмов и др. зданий, некрополи, надгробные стелы и т.д., от римского времени
- руины городов (Дугга, Тубурбо-Майус и др.) с многочисленными храмами
и общественными сооружениями. В первые века н.э. особого расцвета достигло
искусство мозаики.
Средневековая мусульманская архитектура Туниса формируется,
сочетая влияние зодчества Ближнего Востока с элементами древнеримской
строительной культуры (возводятся мечети с внутренними дворами, молитвенными
залами, разделенными рядами колонн и арок и перекрытыми плоской балочной
крышей, минареты, квадратные в плане дворцы и др. здания). Вокруг замков
("рабатов") и на месте древнеримских портов растут города, в
застройке которых доминирует цитадель ("касба"). С X в. сложнее
и красочнее становится архитектурный декор. В XI-XV вв. зодчество развивается
преимущественно в русле испано-магрибского, а в XVI-XIX вв. - турецкого
искусства. Для искусства средних веков Туниса характерны резьба по стуку,
изготовление неполивной и глазурованной керамики, художественного стекла,
строгих по форме ювелирных изделий, ковров, инкрустированного серебром
и золотом оружия.
В первой половине XX в., вплоть до 1956 г. городское
строительство в Тунисе велось преимущественно французскими архитекторами,
которые (в особенности Б. Зерфюсс) стремились творчески сочетать местные
строительные традиции и принципы европейского рационализма. С получением
независимости выдвигаются зодчие-тунисцы (К.О. Какуб, Х. Амара и др.),
развертываются работы по благоустройству городов, создаются новые с/х
поселки, застраиваемые 1-этажными типовыми домами. В 1950-60-х гг. особенно
интенсивно развивается и национальная школа изобразительного искусства,
где противоречиво сосуществуют реалистическое (живописцы А. бен Салем
и Х. Турки, монументалист и график Х. аль-Мекки, график Б. Дахак) и модернистское
(скульптор Х. Селми, живописец и график З. Турки, живописец и керамист
А. Горджи) направления. Главные виды декоративно-прикладного искусства
современного Туниса - ковроделие (преимущественно ворсовые ковры яркой
контрастной расцветки, с геометрическим, реже растительным узором), вышивка
(полихромная и белая по тюлю), плетение кружев, изготовление керамики
и ювелирных изделий, чеканка и инкрустация по металлу.
Литература
Письменность и литература существовали в Тунисе еще в
I тыс. до н.э. на пуническом языке; в период римского господства ряд представителей
мировой литературы (Апулей, Августин Блаженный и др.) были выходцами из
Северной Африки, однако собственная литература Туниса сложилась только
в арабо-мусульманский период и существует на арабском (с 1950-х гг. -
отчасти на французском) языке.
Средневековая литература Туниса, в которой представлены
все жанры классической арабской литературы, была связующим звеном между
культурами мусульман Востока и мусульман Северной Африки и Испании. Черты
самобытности появились в ней в X-XI вв. в творчестве поэтов-панегиристов
Ибн Хани аль-Андалуси (931-73) и Али ат-Туниси (X в.), поэтов и прозаиков
гедонистического направления Ибрахима аль-Хусри, Ибрахима ар-Ракика, Абд
аль-Азиза ат-Тарифи и поэтов и филологов Ибн Рашика и Ибн Шарафа аль-Кайравани,
труды которых вошли в число основных средневековых арабских поэтик. В
XII-XIV вв. на фоне упадка классической арабской поэзии преобладали прозаические
жанры, главным образом религиозные и философской дидактики. На вторую
половину XIV в. приходится творчество магрибинского мыслителя Ибн Хальдуна
и шейха ан-Нафзауи, автора научно-художественного трактата о чувственной
любви "Благоухающий сад для развлечения души". В XV в. возникла
богатая житийная литература суфийского толка и литература по истории городов,
оказавшие влияние на формирование стиля современной прозы Туниса. В XVIII
в. в условиях укрепления власти тунисских беев в Тунисе наблюдается некоторое
оживление придворной панегирической поэзии, просуществовавшей до конца
XIX в.
С XV-XVI вв. прослеживается народная литература на тунисском
диалекте арабского языка, в которой преобладают стихотворные жанры и до
настоящего времени сильны традиции древнеарабской бедуинской поэзии; влияние
андалузской поэзии (с XV в.) сказалось исключительно в песне Северного
Туниса. В XIX-XX вв. в творчестве народных поэтов (Ларби Нажжар, Ахмад
Баргуси и др.) звучат мотивы национально-освободительной борьбы.
Основы современной литературы Туниса были заложены во
второй половине XIX в. Идеологами преодоления социально-политической и
культурной отсталости Туниса были Махмуд Кабаду (1814-71) и Хайраддин
ат-Туниси (1826-89), сочинение которого "Наипрямейший путь к познанию
состояний государств" (1867) в равной мере опирается как на социологическое
учение Ибн Хальдуна, так и на наследие французского Просвещения. Новые
идейные запросы и художественные вкусы, формированию которых способствовало
развитие светского образования и прессы, появились в творчестве прозаиков,
работавших в неклассических жанрах - исторические биографии и описания
путешествий (Мхаммед Байрам, 1830-1889; Мхаммед Снуси, 1850-1900), философские
повести (Салех Свиси, 1880-1940).
1920-30-е гг. отмечены в литературе Туниса творчеством
поэта-новатора Абулкасима аш-Шабби (1909-34), принесшего в арабскую поэзию
идеалы романтизма, новеллиста Али ад-Дуажи (1909-49), в произведениях
которого, лирически раскрывающих мир простых людей, видно зарождение реалистического
стиля, и провозвестника социалистических идей в Тунисе, публициста Тахара
Хаддада (1901-36). В обстановке общественно-политического подъема второй
половины 30-х гг. и становления демократической культуры было создано
наиболее известное произведение литературы Туниса. XX в. - философская
пьеса для чтения Махмудааль-Месади "Плотина" (1939-40, опубликована
в 1955), в которой символическое осмысление борьбы за национальное освобождение
и социальный прогресс дано с опорой на раннесуфийские концепции мистического
пути, что привело автора к идеям, близким французскому экзистенциализму.
В отличие от литературы Алжира и Марокко в литературе
Туниса франкоязычная проза, давшая первые образцы
современного тунисского романа - Альбер Мемми ("Соляной столп",
1953; "Агарь", 1955), не получила большого развития. Становление
национального романа связано с именами Бшира Храйефа ("Банкротство",
1956-1958; "Барг ал-Лил", 1960; "Гроздь фиников",
1969), идеализирующего национальное прошлое и простонародный быт, и Мхаммеда
Ларуси аль-Мутви ("Халима", 1964; "Горькая ягода тута",
1967), обращающегося к тематике национально-освободительной борьбы. В
1960-х гг. в литературу Туниса вступила плеяда писателей прогрессивной
ориентации, пишущих на двух языках: как прозаики и драматурги - по-арабски,
как поэты - по-французски (Мустафа аль-Фарси, Салах Гермади и др.). В
их поэзии сильно влияние французского символизма и поэзии французского
Сопротивления, в прозе и драматургии ставятся проблемы социально-политического
и культурного развития Туниса, осмысляемые как проблемы "третьего
мира". Конец 60 - начало 70-х гг. отмечены появлением молодых прозаиков
и драматургов, сгруппировавшихся вокруг Клуба новеллы и журнала "Аль-Кысас2
- Иззеддина Медани, Мхаммеда Салеха Джабри, Махмуда Тунси, Хасана Насра
и др., произведения которых отличают интенсивные идейные и стилевые искания
и широкие заимствования как из традиционной арабской, так и из современной
европейской культуры.
Музыка
Тунисская музыка развивалась в русле общей культуры Магриба
(воздействие андалузской школы), однако она испытала большее, чем Алжир
и Марокко, влияние восточно-арабских традиций (Сирия, Ирак). Традиционная
музыка впитала различные системы и стили. Например, лады: "раст"
- африканского происхождения, "хусаин" - унаследован от финикиян,
"сика" - пришел из Персии, "мазмум" и "муайарсика"
соответствуют европейскому мажору и минору. Профессиональная музыка выполняла
в основном ритуальную функцию (речитации из Корана, псалмодии, повествующие
о жизни пророка, призывы муэдзинов). Музыкальный фольклор (арабская и
берберская ветви) своей ладовой основой, метроритмом, инструментарием
(дарбука, даф, тар и др.) родственен другим западно-арабским странам (общность
нуб - музыкальных произведений типа сюиты, церемониала Исауйя и др.).
Возникновение классической музыки связывается с именами
поэтов и музыкантов XV в. Сайда аль-Беджи и Сиди Дрифа.
Светское искусство получило наибольшее развитие в XIX
в. Значительную роль сыграло творчество поэта и музыканта Брахима Риаи.
Возрастающий интерес к национальной культуре тормозился французской колониальной
политикой. За сохранение и развитие национальных традиций выступило общество
"Рашидия" (основано в 1935 г. группой молодых музыкантов под
руководством Мустафы Сфара), организовавшее курсы пения и игры на традиционных
инструментах, национальный оркестр (с 1956 г. - в ведении Национального
радио). С завоеванием независимости страны (1956) начался подъем музыкальной
культуры. Большое внимание уделяется изучению и пропаганде народной и
классической музыки. Широкую деятельность ведет Министерство культуры
(организовало несколько музыкальных конгрессов, по его инициативе записаны,
расшифрованы и изданы некоторые нубы). В 60-е гг. существовал симфонический
оркестр, создана Национальная консерватория. В Тунисе работают крупные
музыканты, в их числе Салах аль-Махди, специалист в области арабской музыкальной
культуры; А. Хамза, популярный в арабских странах певец. Проводятся международные
фестивали, в том числе Карфагенский фестиваль народного искусства (каждые
2 года), ежегодные фестивали танца, музыки и театра в Карфагене,
Хаммамете и Табарке;
фестивали в Кайруане, "недели искусств",
конкурсы.
Театр
Арабо-мусульманская. цивилизация не включала театр в
искусство. Так как ислам запрещал публичные зрелища, формирование арабского
театра задержалось до XIX в. В 1848 г. М. аль-Наккаш перевел на арабский
язык и поставил комедию Мольера "Скупой", что положило начало
развитию арабского театрального искусства. В период французского протектората
работали только французские труппы. Первый национальный театральный коллектив
был создан в 1950 г. в г. Тунис актером Х. Джазири. После провозглашения
Туниса республикой в г. Тунис начала работать муниципальная труппа. В
1958 г. приход в эту труппу актера и режиссера А. бен Айеда (с 1963 г.
директор) способствовал ее становлению и развитию. Деятельность коллектива
была направлена на создание национального тунисского театрального искусства,
доступного народным массам, а также на пропаганду классической драматургии.
Среди спектаклей - "Гамлет" и "Отелло" У. Шекспира,
"Овечий источник" Л. де Вега, "Калигула" А. Камю (в
вольном переводе), пьесы национальных драматургов - "Эз-Закк"
Э. Мадани и др. Муниципальный театр трижды выступал в "Театре Наций"
в Париже. В стране имеются еще 2 профессиональные труппы в гг. Эль-Кеф
и Сфакс и около 60 любительских коллективов. Среди театральных деятелей:
драматурги - Х. Лабиди, М. Ферси, А. Мекки, Х. Горджи; режиссеры - А.
Бразиз, М. Суисси, З. Мугу, А. Радхи; актеры - М. бен Али, З. Фаиза, Д.
Лураби, Д. Абду. С 1959 г. функционирует Центр драматического искусства.
Ежегодно проводятся недели театра, раз в 2 года организуются фестивали
театрального искусства стран Магриба (с 1966 г. - в Монастире) и международных
любительских театральных коллективов (с 1964 г. - в Корде). На этих смотрах
неоднократно показывались спектакли "Ревизор" Н. В. Гоголя,
"Юбилей" А. П. Чехова.
Кино
В 1922 г. один из основоположников национальной кинематографии
Ш. Шикли снял короткометражный фильм "Зохра", в 1924 г. - первый
полнометражный фильм "Дочь Карфагена". В 1939 г. вышла на экран
первая в Тунисе звуковая кинокартина на арабском языке "Безумец из
Кайруана" (режиссер Ж. Крези). После завоевания независимости (1956)
создано "Тунисское общество по производству и прокату фильмов"
(1957).
В 60-70-е гг. выпущены: "Рассвет" (1966), "Повстанец"
(1967), "Феллахи" (1970) (режиссер всех фильмов О. Хлифи), посвящены
проблеме национальной независимости, "Мохтар" (1968; режиссер
С. бен Айша) о жизни современной молодежи, "В краю Тараннани"
(1970; режиссеры Ф. Бугедир, Х. Б. Халиф и др.) о тунисском писателе Али
ад-Дуажи, "Такая простая история" (1970), "Санжан"
(1974; режиссер обоих фильмов А. бен Аммар), "А завтра?" (1972,
режиссер И. Бабаи) и др. Среди киноактеров: А. Лотфи, Х. Рашди, С. Ахмед,
Х. Шаари, А. Хаиза, Х. Диб, Л. Сайд. С 1966 г. в Карфагене
проводится Международный кинофестиваль. Ежегодно выпускается 2-3 художественных
фильма. В 1975 г. работало 114 кинотеатров.