Культура Египта

НА ПЛЯЖ
ЕГИПЕТ
КИПР
ОАЭ
ТУНИС
ТУРЫ
Египет
Общая информация
Достопримечательности
Пляжи и развлечения
Города и курорты
Разговорник
Советы туристам
Карта страны
Фотогалерея
Отели
Туры в Египет
Кипр
Общая информация
Достопримечательности
Пляжи и развлечения
Города и курорты
Разговорник
Советы туристам
Карта страны
Фотогалерея
Отели
Туры на Кипр
ОАЭ
Общая информация
Достопримечательности
Пляжи и развлечения
Города и курорты
Разговорник
Советы туристам
Карта страны
Фотогалерея
Отели
Туры в ОАЭ
Тунис
Общая информация
Достопримечательности
Пляжи и развлечения
Города и курорты
Разговорник
Советы туристам
Карта страны
Фотогалерея
Отели
Туры в Тунис

Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

 

Египет - Культура

Культура

Основные влияния и традиции

Культура современного Египта уходит своими корнями к традициям эпохи фараонов. К этому же периоду восходят многие народные обычаи. На протяжении почти девяти веков, со времен Александра Македонского (III в. до н.э.) до арабских завоеваний Египта в VII в., Александрия являлась важнейшим центром греческих и римских культурных традиций. На протяжении последовавших 13 веков наиболее сильное влияние на египетскую культуру оказывали арабские и исламские традиции.

Часть египетской интеллигенции и политических деятелей, сознавая экономическую и военную отсталость Египта, надеются, что распространение европейского влияния в Египте сможет привести к ускорению экономического развития и культурному возрождению страны. Еще в 1869 г., выступая на церемонии по случаю открытия Суэцкого канала, хедив Исмаил заявил: «Теперь Египет стал частью Европы». Подобный подход был наиболее четко сформулирован в опубликованной в 1938 г. книге известного египетского литератора Тахи Хусейна (1889–1973) "Будущее культуры в Египте", где прямо утверждалось, что в своей духовно-культурной основе Египет скорее принадлежит к цивилизациям Средиземноморья, а не Востока.

В конце XIX в. лидер исламского модернизма в Египте шейх Мухаммед Абдо (1849–1905) сделал попытку объединить современную научную мысль и ислам, утверждая, что между ними нет противоречий. На Абдо оказали влияние идеи позитивизма и социального дарвинизма, а также дружеские отношения с чиновниками из британской администрации Египта. Он ратовал за сохранение культурной системы ислама, но предлагал сделать ее более гибкой. Допуская свободную трактовку средневекового мусульманского законодательства, шейх пытался реформировать мусульманское судопроизводство. Кроме того, Абдо стремился к изменению программы обучения в исламском университете Каира "Аль-Азхаре".

Наиболее известный ученик Мухаммеда Абдо - Рашид Рида (1865–1935) утверждал, что Египет и ислам смогут возродиться при условии возврата к "очищенному" от позднейших искажений исламу времен пророка Мухаммеда и первых четырех преемников-халифов. Рида возглавил движение салафийя, пропагандировавшее возврат к раннему этапу развития ислама и распространившееся далеко за границы Египта (1920-1930). Рида начинал свою просветительскую деятельность с распространения идей Мухаммеда Абдо. Однако его собственное учение подразумевало более строгую и жесткую ориентацию на исламские традиции. Современное движение исламского возрождения в Египте уходит своими интеллектуальными и духовными корнями в деятельность и подходы, развитые в 1930-х годах участниками движения салафийя.

Литература и искусство

Египет является важным центром возрождения традиций арабской литературы. Начало этого процесса относится к концу XIX в., когда иммигранты-христиане из Ливана занялись в Каире изданием газет и журналов. Реформирование ислама, проблемы национально-освободительного движения, секуляризм, дарвинизм, социализм, литературная критика, новые открытия в науке – обсуждение всех этих актуальных тем находило свое место на страницах новой прессы. Наиболее острые проблемы развития египетского общества рассматривались видными представителями местной интеллигенции прежде всего не в книгах, а на страницах газет и журналов.

Художественная литература

Первые современные арабские рассказы и новеллы были опубликованы в Египте после 1914 г. К 1940-м годам новелла в египетской литературе уже стала популярным и совершенным литературным жанром. В 1945–1967 гг. на литературном небосклоне не только Египта, но и всего арабского мира блистали имена таких египетских мастеров в жанре рассказа и новеллы, как Нагиб Махфуз (р. 1912), Абдуррахман аш-Шаркави (1920–1987) и Юсуф Идрис (1927–1991). Находясь под влиянием популярной в 1940–1950-е годы марксистской идеологии, они создали произведения в жанре социалистического реализма. В самом известном литературном произведении Махфуза – трилогии "Бейн аль-Касрейн" (название улицы в старом квартале Каира) описывается жизнь трех поколений семьи каирского купца Абд аль-Гаввада в период между двумя мировыми войнами. В опубликованном в 1954 г. романе "Земля" аш-Шаркави выступает против эксплуатации египетского крестьянина. В вышедшем в 1960-м романе "Мухаммед – вестник свободы" он исследует исламские корни социализма. Признанным в Египте мастером жанра короткого романа является Юсуф Идрис. Во многих его произведениях рассматриваются вопросы социальных и сексуальных табу в исламском обществе. До сих пор произведения литературных мастеров послевоенного Египта пользуются в стране огромной популярностью. На смену им пришло новое поколение египетских писателей, таких, как Соналла Ибрагим (р. 1937), рассказ которого "Запах этого" был запрещен при Абдель Насере за критику режима, и Яхья ат-Тахир Абдалла (1942–1981), резко критиковавший традиционализм в деревенской жизни Верхнего Египта.

Театр

С 1870-х годов в стране начинает развиваться театральное искусство, на сцене ставятся арабские пьесы. Два ведущих египетских драматурга XX в. – Тевфик аль-Хаким (1898–1987) и Махмуд Теймур (1894–1973). В 1960-е годы особой популярностью пользовались драматические произведения, созданные по канонам европейской драматургии. Тевфик аль-Хаким, Юсуф Идрис и Нуаман Ашур создали ряд сатирических и символических пьес на разговорном египетском диалекте арабского языка.

Хотя Тевфик аль-Хаким больше известен как драматург, свои мысли он выражал также в жанрах романа, поэзии и эссеистики. Его произведение о событиях революции 1919 г. "Возвращение духа", опубликованное в 1933 г., было одной из любимых книг Абдель Насера. Аль-Хаким является старейшиной египетской литературы. Оживленные споры вызвало опубликованное им в 1974 г. политическое эссе "Возвращение понимания", которое представляло собой одно из первых печатных произведений, в котором содержалась критика ошибок и недостатков правления Абдель Насера и в литературной форме отражалась сущность новой экономической и политической эры, начавшейся в Египте с приходом к власти Анвара Саддата.

В 1980–1990-е годы появилась плеяда новых литературных талантов. Многие из молодых авторов продолжали развивать традиции реализма, отдавая при этом дань литературному эксперименту. В своем творчестве они нередко прибегали к использованию современного разговорного языка. Среди современных египетских поэтов и прозаиков много женщин.

Музеи и библиотеки

Основанный в 1857 г. французским археологом Огюстом Мариетом Египетский музей в Каире располагает обширной коллекцией памятников эпохи фараонов, включая сокровища из гробницы Тутанхамона. Музей исламского искусства в Каире был основан в 1880 г. Представленные здесь экспонаты – лишь незначительная часть хранящихся в нем произведений исламского искусства. В расположенном в районе Старого Каира Коптском музее собрано самое крупное собрание предметов культуры коптов, включая великолепные образцы тканей. К 1903 г. относится основание в Александрии Греко-римского музея. Многие его экспонаты были обнаружены во время археологических раскопок на территории самого города. Национальная библиотека Египта ("Дар аль-Кутуб") была создана как Библиотека египетских хедивов в 1869 г. Национальная библиотека располагает более 1,5 млн. книг, рукописей, периодических изданий, микрофильмов и грампластинок. Около 60% фондов библиотеки – на арабском языке, 25% – на английском, остальные преимущественно на других европейских языках. Подлинным сокровищем библиотеки является уникальное собрание из 58 тысяч редких исламских рукописей. Мечеть университета "Аль-Азхар" располагает обширной библиотекой по исламистике, насчитывающей 22 тысячи рукописей по психологии и мусульманскому праву.

О проекте / Поиск туров /Карта сайта / Полезные ссылки / Форум / Вопросы и ответы